Курс НИУ ВШЭ «Методы и подходы исследователей фотографии»

Курс является частью научно-исследовательского семинара «Методы искусствоведческого исследования».

 

Темы лекций (24 часа, 6 встреч) — краткое содержание здесь
1. Фотография как способ изображения и методы её исследования (2 часа)
2. Фотография в 19 веке: потенциальное искусство (6 часов)
3. Рождение языка фотографии. Пикториализм и авангард 1890-1930-х (4 часа).
4. Репортажная и жанровая фотография 20 века: между фактом и
манипуляцией (4 часа)
5. От формы к концепту: арт-фотография 1940-1990 годов (4 часа)
6. Фэшн-фотография 20 века. Коммерческое и художественное (4 часа)

 

 

Семинары (16 часов, 4 встречи) — есть задания для всей группы и индивидуальные (или в малых группах 2-3 чел.)
Семинар 1. Проблемы отношений фотографии с искусством (анализ теории В. Беньямина, разбор подходов Д. Жарковского и Р. Краусс)

 

Темы выступлений:
1. Подход куратора МОМА Д.Жарковского к комментированию и экспонированию фотографий на примере проекта «Вглядываясь в фотографии»
2. Проблема введения фотоснимков в поле истории искусства: анализ и критика статьи Р. Краусс «Дискурсивные пространства фотографии»

 

Задание для всех: «Вальтер Беньямин и его эссе о фотографии: идея гибели уникальности произведения искусства»

 

Литература к семинару
• Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе/ В.Беньямин. Под ред. Ю. А. Здорового. Предисловие, составление, перевод и примечания С. А. Ромашко. – М.: Медиум, 1996. С. 66-91.- Режим доступа http://forlit.philol.msu.ru/Pages/Biblioteka_Benjamin.htm
• Жарковский Д. Вглядываясь в фотографии: 100 снимков из коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке: [альбом] / Джон Жарковский ; [пер. с англ. П. Щукиной]. – Нью-Йорк : Музей соврем. искусства, 2003. – 216 с. : ил.
• Краусс Р. Дискурсивные пространства фотографии// Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы/ Р.Краусс. Пер. с англ. А. Матвеевой, К. Кистяковской, А. Обуховой. Науч. ред. В. Мизиано. М.: Художественный журнал, 2003. С. 135-152.- Режим доступа: http://www.yaki-art.ru/files/krauss.pdf
• Левашов В.Г. Лекции по истории фотографии/ В.Г. Левашов. – Н. Новгород: Нижегородский филиал ГЦСИ, 2007. – 531 с.
• Новая история фотографии/ Ред. М. Фризо. – СПб: Machina, 2008. – 334 с., ил.

 

Семинар 2. Авангард и фотография: анализ языка

Темы выступлений:
1. Трактовка сюрреалистической фотографии в статье Р. Краусс «Фотографические условия сюрреализма»
2. Теория А. Фоменко — структурный и семиотической подход к авангардной фотографии.
4. Анализ образа в сюрреалистической фотографии (любой мастер 1920-1940 гг. на выбор)
5. Приемы авангарда как часть сконструированного языка в современной фотографии (авторы 1990-2000-х годов на выбор)

 

Литература к семинару
• Краусс Р. Фотографические условия сюрреализма// Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы/ Р.Краусс. Пер. с англ. А. Матвеевой, К. Кистяковской, А. Обуховой. Науч. ред. В. Мизиано. – М.: Художественный журнал, 2003. С. 91-122. — Режим доступа: https://www.photographer.ru/cult/theory/5591.htm
• Гавришина О.В. Миф как «социальное фантастическое» в сюрреалистической фотографии//Поэтика мифа: Современные аспекты/ Отв. ред. С.Н.Зенкин. – М.: РГГУ, 2008. С. 72-93. — Режим доступа: http://ivgi.rsuh.ru/binary/object_71.1332506609.92276.pdf
• Фоменко А. Монтаж, фактография, эпос: Производственное движение и фотография/А. Фоменко. – СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2007. – 374 с.
• Левашов В.Г. Лекции по истории фотографии/ В.Г. Левашов. – Н. Новгород: Нижегородский филиал ГЦСИ, 2007. – 531 с.

 

Семинар 3. Анализ и критика идей Ролана Барта («Camera lucida: комментарий к фотографии») и Сюзан Сонтаг («О фотографии»)
Задание для всех!

Литература к семинару
• Сонтаг С. О фотографии / С. Сонтаг; пер. В. Голышев. – М.: Ad Marginem, 2012 – 268 с.- Режим доступа: https://www.rulit.me/books/o-fotografii-read-280021-1.html
• Барт Р. Camera lucida: комментарий к фотографии/Пер., послесл. и коммент. М. Рыклина. – М.: Ad Marginem, 1997 – 223 с. — Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/camera/index.php
• Бёрджер Д. Фотография и ее предназначения//Джон Бёрджер. Фотография и её предназначения (сборник эссе). Пер. А. Асланян. М.: Ad Marginem, 2014. С. 13-21 (выслан на почту группы)

 

Семинар 4. Документальность и фикция в фотографии второй половины 20 века: несколько подходов

Темы выступлений:
1. Язык Анри Картье-Брессона и доверие зрителя: вопрос документальности
2. Проблема фотографической «правды» в фильме М.Антониони Blow Up и трактовка фотокамеры как «инструмента осознавания невидимого».
3. «Пост-правда» в проектах Хоана Фонткуберты и отличия его метода от монтажа 1920-1930-х годов (Р.Хаусманн, Х.Хёх и др.)
4. Красота и её разоблачение: критика репортажных снимков Себастьяна Сальгадо в работе С.Сонтаг «Смотрим на чужие страдания» («Глядя на боль других»).
5. Проблема замещения реальности репрезентацией в статье Бодрийяра «Изнасилованное изображение» (из книги «Договор прозрачности или понимание зла»)

 

Литература к семинару
• Петровская Е. Джефф Уолл: достоверность аллегории [Электронный ресурс]/ Елена Петровская. — Электрон. дан. – 12 марта 2007. — Режим доступа: http://www.russ.ru/pole/Dzheff-Uoll-dostovernost-allegorii
• Картье-Брессон А. Решающий момент [Электронный ресурс]/ Анри Картье-Брессон. Пер. Т. Вайзер. – Электрон. Дан. —  [cop. журнал «Сеанс», 32, август 2007]. – Режим доступа:  http://seance.ru/blog/moment-bresson/

• Картье-Брессон А. Воображаемая реальность. Эссе/Анри Картье-Брессон; пер. Г. Соловьёвой. – СПб; М.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина»,2008. – 128 с.

• Райскин М. Фантазмы реализма [Электронный ресурс]/ Максим Райскин. — Электрон. дан. – 20.05.2006, [cop. «Арт Хроника»]. — Режим доступа: http://www.arteria.ru/20_05_2006_1.htm

• Монтируя реальность. «Два пути жизни» Оскара Густава Рейландера/Авторы текстов Е.Березнер, И.Чмырева, Н.Тарасова и др. – М.: МИК, 2011 . – 136 с.
• Руйе А. Фотография. Между документалистикой и современным искусством/ А.Руйе. Париж: Галлимар, 2005. – 712 с. (выслан на почту группы)
• Бодрийар Ж. Изнасилованное изображение [Электронный ресурс]/ Жан Бодрийар. Пер. Д. Орлова. — Электрон. дан. – [cop. Violence Done to the Image//The Intelligence of Evil], 27 октября 2008. — Режим доступа: http://www.photographer.ru/cult/theory/3685.htm
• Виленский Д. От подлинности реального к подлинности фиктивного. Заметки о фотографической ситуации [Электронный ресурс]/ Дмитрий Виленский. — Электрон. дан. – Журнал «Максимка» № 5. — Режим доступа: http://www.guelman.ru/maksimka/n5/vilentxt.htm
• Свещинская Е. Продуманная постановка реальности. Рассматривая FOAM #4 SET UP [Электронный ресурс]/ Е. Свещинская. — Электрон. дан. — 19 августа 2008. — Режим доступа: http://www.photographer.ru/cult/theory/3351.htm

• Сонтаг С. Смотрим на чужие страдания / С. Сонтаг; пер. В. Голышев.  – М.: Ad Marginem, 2014. – 95 с.- Режим доступа: https://bookz.ru/authors/s_uzen-sontag/smotrim-_135/1-smotrim-_135.html

• Фонткуберта Ж. «Я всегда оставляю достаточно улик»/Жоан Фонткуберта//Искусство, 2014, №1. С. 28-41. — Режим доступа: https://iskusstvo-info.ru/zhoan-fontkuberta-ya-vsegda-ostavlyayu-dostatochno-ulik/

 

Полный список литературы можно увидеть здесь

 

Оценки:

Накопленная оценка = презентация проекта с иллюстрациями (50% оценки)+ текстовое сопровождение проекта (доклад или экспликация+пресс-релиз) (50% оценки)

Итоговая оценка = 40% (участие в обсуждении на семинарах)+ 60% (накопленная оценка)

Итоговая оценка = 50% от общей (остальное — оценка второго преподавателя).