Обо мне и моей работе

Я искусствовед не в первом поколении. Оба родителя – историки искусства, бабушка была художницей, поэтому знакомство с этой областью началось ещё в детстве. Поступила в МГУ на исторический факультет (Отделение истории искусства) в 1993 году, а к концу обучения выбрала направление, с помощью Риммы Владимировны Савко, которой я бесконечно благодарна.

Также во многом меня сформировали поездки  по Западной Европе во время обучения, особенно неоднократное пребывание во Франции, с работой над материалами архивов и библиотек. Диплом и диссертация были связаны с взаимодействием живописи и фотографии (я исследовала проблему на примере Франции 2-й половины 19 века).

Мне очень повезло – сразу  после защиты диссертации в 2001 году меня пригласили в ГМИИ им. А.С. Пушкина, где я два года участвовала в организации фотовыставок, среди которых были довольно крупные: «Женские образы Питера Линдберга», «Борис Игнатович – классик отечественной фотографии», «Вглядываясь в фотографии» и др. Я научилась писать сопроводительные тексты и пресс-релизы и пояснять смысл фотографий широкой публике и журналистам. Это была хорошая школа.

Ко всему прочему, очень помогла  поездка в США в командировку в 2003 году. Именно тогда я увидела  фотографию 1970-2000-х годов и заинтересовалась ей. В дальнейшем освоение этого материала помогло мне создать цикл лекций по истории фотографии 19-20 веков, который был впервые прочитан там же, в музее.

В РГГУ стала преподавать одновременно с приходом в ГМИИ. С 2002 до 2015 года работала на Факультете истории искусств (с 2009 года – в должности доцента кафедры Всеобщей истории искусств). Читала лекции и вела семинары по предметам «Описание и анализ произведений живописи, скульптуры и графики» и «Историю зарубежной фотографии от 19 к 20 веку», а также «Методику написания научного текста», историю зарубежного искусства 20 века, руководила курсовыми и дипломными проектами. С 2015 года участвую в программе профессиональной переподготовки «Всеобщая история искусств» в РГГУ.

Самым интересным в моей профессии  я считаю взаимосвязь формы и образа. Это проявляется и в работе с текстами, в которых малейшее изменение влияет на конечный результат, и в исследовании фотографии и живописи, где форма и смысл произведения неразделимы. Также очень люблю рисунок 17-19 веков, кино 2-й половины 20 столетия и музыку самых разных направлений (даже какое-то время занималась русским народным пением). Неплохо знаю английский и французский языки, стараюсь не забывать их.

Вне РГГУ читала популярные лекции для широкой аудитории в Школе современной фотографии «Модерн-фото» (предшественница Photoplay), в Высшей Школе Стиля Наталии Туркенич (курс «Создание образа в фэшн-фотографии 20 века», «Большие стили и современные образы»), в Онлайн-Фотошколе («Фотографии, которые потрясли мир. Мозаика времени»), на факультете управления в МГУ (История искусства 19-20 вв.), в галерее Граунд в Москве (курсы «Заглянуть в картину» и «Глаза художника»), в МАММ («Три жизни Эдварда Штайхена»), в центре Люмьер («Фотографы и мода»), курс в клубе «Энигматека» (Искусство 2-й половины 19 века), а также отдельные лекции о Фриде Кало, Жане-Мишеле Баскиа (центр «Марс») и др. Иногда выступаю с докладами и пишу статьи. Их список приведен ниже.

 

Избранные публикации:

  1. Живопись и фотография во Франции во второй половине XIX века. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. М.: “Макс пресс”, 2001 (1 п.л.)
  2. Живопись и фотография во Франции во второй половине XIX века. Брошюра. М.: «Макс пресс», 2001(3 п.л.)
  3. Дега и фотография//Диалоги в пространстве культуры. М.: «Художник  и книга», 2002 (0,2 п.л.) Скачать можно здесь
  4. Импрессионисты и фотография: сходство концепций. Доклад для Випперовских чтений, 2003 (0,7 п.л., в печати)
  5. Фотография и живопись во Франции в эпоху Второй империи//Альманах «Мир искусств», Вып. 5. СПб: Алетейя, 2004 (1 п.л.)
  6. Фотография: зеркало реальности или отражение невидимого// «Собрание». М.: ООО «Риц «Собрание», декабрь 2007, № 4 (0,4 п.л.)
  7. Обнажённое тело в фотографии: три эпохи развития//«Собрание». М.: ООО «Риц «Собрание», декабрь 2008 (0,5 п.л.)
  8. Образ обнажённого тела и язык фотографии от XIX к XX веку//Язык искусства как система символов. Распознавание и интерпретация. Сб статей/ Отв. ред. и сост. Лиманская Л.Ю. М.:РГГУ, 2010 (0,5 п.л )
  9. Случайное и неслучайное. О развитии фотоискусства: 1850-1920// «Собрание». М.: ООО «Риц «Собрание», сентябрь 2010. (0,6 п.л.) Скачать здесь

Конференции (доклады) последних лет
— «Фотография: зеркало реальности или отражение невидимого», доклад на конференции «Визуальные стратегии в искусстве: свет, тень, отражение», РГГУ, 2007;
— «Жанр обнажённой натуры в фотографии: формирование языка от XIX к XX веку», доклад на конференции «Язык искусства как система символов. Распознавание и интерпретация», РГГУ, 2008;
— «От случайности к художественному приёму: из истории фотографии Европы и США с середины 19 века до пикториализма и авангарда», доклад на международной конференции «Культурная палитра Америки», РГГУ, 2010;
— «Документальность vs выразительность: несколько эпизодов из истории фоторепортажа», доклад на конференции «О чем мы говорим, когда мы говорим о фотографии?» (11-13 декабря 2014, НИУ ВШЭ).

 

Обо мне на сайте Ассоциации искусствоведов

О моём курсе в Высшей Школе Стиля Наталии Туркенич

Обо мне на сайте Онлайн-Фотошколы

Я в Фейсбуке

Мой доклад «Документальность vs выразительность: несколько эпизодов из истории фоторепортажа» на конференции «О чем мы говорим, когда мы говорим о фотографии», 11-13 декабря 2014, ВШЭ

Моё эссе «Откуда смотрит фотограф» (заметки о фотовыставках Д.М. Кэмерон, М. Рибу, М. Шера)

Резюме лекции «Невыносимая лёгкость Баския» (21.06.2016, MARS CINEMA SPACE)